ДОУ
парциальная программа по музыкальному воспитанию И.М.Каплуновой И.А. Новоскольцевой Ладушкипрограмма по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки" Авторы: И. Каплунова. И. Новоскольцева рецензия на программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы: И. Каплунова. И. Новоскольцева В представленной программе по музыкальному воспитанию дошкольников «Ладушки» авторы пропагандируют идею воспитания и развития гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности. Они опираются на прогрессивные идеи педагогики XIX в. и первой половины XX в., определяют ведущие принципы программы, в числе которых: - личностно ориентированный подход к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям; - учет индивидуальных особенностей детей в ходе музыкальных занятий, - критериальный отбор музыкального содержания для целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника; - системный подход в организации занятий с детьми дошкольного возраста; - интеграция разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников на музыкальных занятиях; - особый характер взаимодействия педагога и ребенка; - ориентация на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение. Существенным отличием программы «Ладушки» от аналогичных программ по музыкальному воспитанию является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Авторам удалось органично сочетать музыку и движение, музыку и речь, музыку и изобразительную деятельность детей, музыку и разнообразие игр в условиях специально организованных занятий. Следует отметить целесообразность и адекватность материала по отношению к детям разного возраста, совокупность предложенных методов и приемов, форм организации развивающего взаимодействия. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка; от восприятия музыки к ее исполнительству доступными дошкольнику средствами и к творчеству. В программе определены: - задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе; - структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка; - результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе; - рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар; - рекомендации по взаимодействию с детьми на занятии. Программа имеет содержательное методическое обеспечение: планирование занятий в каждой возрастной группе, конспекты занятий, комплексы музыкально-творческих игр, разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников, как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности, практические советы для воспитателей и родителей, календарь музыкальных праздников и развлечений. Следует отметить особый подход к организации праздников в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с программой «Ладушки», Авторы предлагают не тренировать детей в ходе подготовки к ним, оттачивая техническую сторону воплощения образов музыкально-художественной деятельности, а дарить детям радость творческого самовыражения средствами музыкально-художественной деятельности, активно используя форму развлечений в детском саду. Программа имеет долгий опыт апробации в дошкольных образовательных учреждениях России, положительные результаты в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, отзывы музыкальных руководителей ДОУ об эффективности предложенной методики, ее результативности; авторитетных рецензентов, ведущих специалистов в области музыкально - художественной деятельности детей дошкольного возраста. Учитывая все это, считаем, что программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой может быть рекомендована Министерством образования и науки РФ в качестве парциальной программы для дошкольных образовательных учреждений и иметь соответствующий гриф. Рецензия обсуждалась и была утверждена на заседании кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена (протокол № 4 от 30.09.09). Заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им А. И. Герцена, доктор педагогических наук. профессор А. Г. Гогоберидзе. Ведущий специалист в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А И. Герцена В. А. Деркунская.
Санкт-Петербургская академия постдипломного образования Центр дошкольного образования Рецензия на образовательную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Авторы: И. Каплунова, И. Новоскольцева Парциальная программа «Ладушки» создавалась и апробировалась в дошкольном образовательном учреждении № 52 Кировского района г. Санкт-Петербурга в течение 12 лет. Необходимо подчеркнуть, что она широко и полно охватывает все разделы музыкального образования и сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду. Учебно-методический материал включает в себя детальные разработки по всем видам музыкальной деятельности, которые учитывают особенности развития ребенка, сферу его интересов и предусматривают творческое развитие личности ребенка. Авторы постоянно находятся в поиске нового материала. Они смело и решительно предлагают очень интересный, оригинальный, разнообразный песенный, танцевальный и игровой материал, который часто проходит мимо детей. Грамотно и целесообразно подобран песенный репертуар, доступный по содержанию и удобный для детского исполнения. По-новому освещен раздел «Слушание музыки». В программу вошли лучшие произведения XIX и XX вв. Это классическая музыка композиторов разных стран, фольклор, а также музыка, созданная специально для детей. Особое внимание в содержании программы уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяют успешно осваивать игру на детских музыкальных инструментах. Необходимо подчеркнуть ценность выбора литературного материала (стихи, загадки, считалки, потешки), которые дети легко запоминают и активно используют в повседневной жизни. Грамотно и последовательно выстроена программа в тесной связи с различными видами изобразительной деятельности. Эта работа предполагает тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Авторы предлагают аудиоматериалы, которые отличаются высоким качеством и исполнительским мастерством аранжировщиков. Таким материалом могут пользоваться все педагоги в дошкольном учреждении. Программу «Ладушки» отличает очень грамотный и педагогически обоснованный подход к детским праздникам в дошкольном учреждении. Очень верно авторы сформулировали отношение к праздникам, которое стало девизом. «Праздник - это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых». Такие праздники должны стать примером для педагогов России. Программа очень органична. И начинающие педагоги, и педагоги со стажем отмечают объемность материала, его доступность и эффективность в работе с дошкольниками. Эта уникальная программа успешно реализуется педагогами-практиками Санкт-Петербурга, Москвы, других городов Российской Федерации и ближнего зарубежья. География «Ладушек» обширна: Украина, Белоруссия. Ямало-Ненецкий округ, Амурский и Приморский края, Камчатка, Прибалтика. Программа «Ладушки» достойна высочайшей оценки и должна быть в практике дошкольных образовательных учреждений. Методист Центра дошкольного образования Академии постдипломного образования А. А. Кудрявцева Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования. Центр повышения квалификации специалистов. «Научно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга Рецензия на образовательную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы: И. Каплунова, И. Новоскольцева Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребенка к миру музыкального искусства с учетом специфики дошкольного возраста. В условиях невероятной насыщенности музыкально-звукового пространства ребенок, играя, открывает для себя мир звуков. Программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние задачи работы с детьми, но и закладывает способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться. Программа «Ладушки» и методическое обеспечение к ней - это уникальный педагогический опыт практиков. Он хорошо известен музыкальным руководителям в Санкт-Петербурге, Москве, а также во многих регионах России. Высочайший уровень профессионализма позволил авторам создать, систему погружения ребенка в мир музыки «с радостью и улыбкой». В программе заложены основные принципы в работе с детьми: - Создание непринужденной и творческой обстановки. - Целостный подход в решении педагогических задач. - Принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач. - Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем. - Принцип партнерства. - Принцип положительной оценки, что является залогом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста. Программе характерны гибкость, открытость, информационная оснащенность. Программа «Ладушки» может органично войти в любую образовательную программу, которая реализуется в дошкольном учреждении, как составляющая часть творческого, эстетического, умственного развития детей. Богатый педагогический опыт, любовь к детям позволили авторам заявить о таких принципах, как «положительная оценка деятельности детей» и «никаких замечаний детям». Эти принципы предусматриваются в работе с дошкольниками, но пока, кроме программы «Ладушки», нигде не заявлены. На сегодняшний день по оснащенности программе «Ладушки» альтернативы нет. Методическое обеспечение охватывает все виды музыкальной деятельности детей и позволяет обогатить и расширить музыкальную деятельность педагогов дошкольных учреждений, а также поможет вхождению в профессию начинающим специалистам. Методист по дошкольному образованию Научно-методического центра Кировского района Санкт-Петербурга Л. Ф. Цыркина Рецензия на программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы И. Каплунова. И. Новоскольцева Данная программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она является авторской и по содержанию, и по методике, учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Авторами справедливо определяются как приоритетные и реализуются в программе задачи обогащения детей музыкальными впечатлениями, развития воображения и чувства ритма, раскрепощения в общении, развития творческой активности и желания музицировать. Программа «Ладушки» разрабатывалась и осуществляется как составная часть комплексной программы «Лада» - творческого развития детей на материале русской культуры и на основе синкретизма детского восприятия и творчества. Занятия по этой программе координируются событиями актуального, природного и историко-культурного календарей. Это способствует органичному включению музыкальных занятий в духовно-практическую жизнь детей в детском дошкольном учреждении. Профессионализм и творчество педагогов И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой и педагогические качества программы «Ладушки» достойны высокой оценки. Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, заведующая кафедрой художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной академии декоративно-прикладного искусства О. Л. Некрасова-Каратеева Рецензия на программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы И. Каплуннова. И. Новоскольцева Использование современных методов и систем музыкального воспитания дало возможность авторам выйти на создание новой и в высшей степени эффективной программы. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, к развитию личности. Исключительная увлеченность авторов программы, любовь к детям дали им возможность найти особые игровые приемы и методы, что, в свою очередь, передастся детям и находит у них живой отклик. Новым и интересным разделом программы является развитие чувства ритма. Внедрение этого раздела проходит в игровой форме и настолько эффективно, что к концу учебного года дети 3-4 лет способны чувствовать, понимать ритм и передавать его в движении и в игре на музыкальных инструментах. Российский психолог Б. М. Теплов отмечал, что развитие чувства ритма происходит посредством движения. Это четко отображено в программе. Программа основана на развитии творчества, фантазии. Это дает возможность вызвать эмоциональный отклик у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. В данной программе просматривается новая концепция музыкального образования детей дошкольного возраста. Программа рекомендуется к внедрению в дошкольных образовательных учреждениях. Доктор педагогических наук, доцент, заместитель декана по учебной и научной работе факультета музыкального искусства и эстрады Санкт-Петербургской государственной академии культуры Э. Л. Рыбакова Пояснительная записка Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. В.А.Сухомлинский Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры. Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в XIX в. известные критики и музыканты. Необходимость поднимать художественное воспитание и музыкальную культуру высказывал в своих статьях А. Н. Серов. Главную цель музыкального просвещения он видел в том, чтобы научить не сочинять, а слушать музыку, вникать в средства выражения, видел силу искусства во влиянии прекрасного на душевные свойства человека. На рубеже XIX в. открывается целый ряд различных школ, училищ, музыкальных классов, ставящих перед собой задачу музыкального просвещения взрослых и детей, но основной упор делался на детей. В 20-е гг. в нашей стране складываются основные направления развития профессионального и массового музыкального воспитания и образования. Прогрессивные деятели рассматривают искусство как одно из средств воспитания, как органическую часть общего образования. Их цель - воспитывать не только для искусства, но и с помощью искусства. Члены Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию считали, что главное заключается в формировании у дошкольников музыкальности, чувства ритма и слуха. При этом организаторы общества отмечали трудность выполнения этого требования, так как не было ясности в программах, недостаточен опыт руководительниц (термин того времени), их музыкальная подготовка. Так, педагог Л. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия, используя маршировки под музыку. В 1873 г. появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах», где его автор И. Белов попытался разработать методы знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для детей всех возрастов» А. Дуссек предлагал игру по музыкальным впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней. В музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н. Филитис) были подобраны игры, популярные по сей день в работе с детьми: «Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки». Заслуживают внимания следующие направления в организации музыкальной деятельности в детском саду, работающие по методике А. С. Симонович, в «идеальном детском саде» К. Н. Вентцеля, в дошкольном учреждении С. Т. и В. Н. Шацких, где музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно. Так. А. С. Симонович считала, что музыка должна выполнять иллюстрирующую функцию к занятиям. Например, при проведении занятий по «Родиноведенню» нужно исполнять песни о погоде, в физкультурных занятиях использовать игры-забавы и игры с пением. Наиболее заметный вклад педагог внесла в вопрос проведения детских праздников, признавая их педагогическую целесообразность при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое впечатление, развивать чувство коллективизма, детям необходимо видеть красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку. Вся организация праздников призвана возбуждать в детях самое доброе и хорошее. Основной принцип музыкального воспитания А. С. Симонович - опора на желание дошкольников. Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пения, слушания, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, это не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он. надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника». По мнению педагога, в музыкальной работе должно быть два этапа: первый - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает, и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Развитию художественно-творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания и желания детей. Очень актуальна мысль К. Н. Вентцеля о роли взрослого в воспитании детей в детском саду: «...не порабощать воли и ума ребенка, а заботиться о духовном общении и равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством». Третьим направлением в развитии теории и практики музыкального воспитания можно считать новые принципы работы выдающихся педагогов - супругов Шацких. Эстетическое воспитание было основообразующим и интегрирующим элементом педагогической концепции С. Т. Шацкого, которое строилось на культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и организация жизни в искусстве. Его девиз: «Музыка должна быть!» По мнению автора, необходимо учитывать следующее: - музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей; - нужно опираться на личный опыт ребенка; -должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия. Педагог отмечал, что важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях. В. Н. Шацкая - основоположник системы музыкально-эстетического воспитания, начинающей функционировать с дошкольного детства и продолжающейся в школе и вне ее. Она одна из первых в России предложила использовать различные виды искусства в воспитании подрастающего поколения. В детском саду Шацких музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно и последовательно. И поэтому книга В. Н. Шацкой «Музыка в детском саду» до сих пор считается первым методическим пособием по музыкальному воспитанию дошкольников. Именно в нем впервые говорится о методике проведения музыкальных групповых занятий, определяются задачи музыкальной работы в каждой возрастной группе, обобщаются основные положения об организации слушания, пения, музыкально-ритмических движений, обосновываются квалификационные требования к подготовке педагога-музыканта в детском саду. Обобщая все вышесказанное, можно назвать основные задачи музыкального воспитания: -развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; - формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию обшей духовной культуры. -Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. -Учитывая огромный педагогический опыт предшественников, а также используя современные методы музыкального воспитания, авторы, обобщая свой многолетний опыт работы, разработали оригинальную систему музыкальных занятий с дошкольниками и создали эффективную образовательно - воспитательную программу «Ладушки». Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Программа «Ладушки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Ребенок - это центр «музыкальной вселенной». Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Во-первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинают творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения. Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке. Музыка - это средство формирования и нравственных качеств ребенка, которое может быть очень сильным: песни и стихи о Родине, бравурные марши воспитывают и развивают чувство гордости и любви к Отечеству, к семье, к окружающему. Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребенка, прививают любовь и интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется правильная осанка ребенка, совершенствуется координация движении. В разделе «Распевание, пение» развивается голосовой аппарат ребенка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется четкая артикуляция звуков. Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат мною прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах. Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала: - иллюстрации и репродукции; - дидактический материал; - малые скульптурные формы; - игровые атрибуты; - музыкальные инструменты; -аудио- и видеоматериалы; - «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы. Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании. Это осуществляется и в свободное время, и на комплексных занятиях. В рамках программы «Ладушки» представляет интерес сборник «Мы играем, рисуем, поем» - комплексные занятия в детском саду, в котором дается разработка системы таких занятий, направленные на личностное творческое развитие детей средствами разных видов художественной деятельности: музицированием, играми, изобразительным творчеством. Рецензент этой книги Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева, профессор, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства Российского государственного университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Совета по детскому творчеству при Санкт-Петербургском отделении Союза художников. Это важный и необходимый вид деятельности, так как он предусматривает тесную связь в работе музыкального руководителя и воспитателя. На подобных занятиях в занимательной игровой форме закрепляются полученные умения и навыки. Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача, неся в себе суть отношения педагога к ребенку, является девизом программы «Ладушки». Задачи программы «Ладушки» - Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. - Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей). - Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. - Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. - Развивать коммуникативные способности. - Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. - Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. - Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре. - Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности. Методические принципы 1.Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода. • Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка. 2.Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. 3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 4.Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). 5.Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым. 6.Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше. 7.Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить. Содержание программы Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и один вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка Первая младшая группа (2-3 года) Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности се звучания (громкое - тихое, высокие - низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности - основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития. Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкальною занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый. Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в совершено другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя. В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание, одевание, сборы на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспитанию. В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять движения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слот и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое - тихое, высокое - низкое, быстрое - медленное). Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать, движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»), В репертуар занятий и развлечений включаются музыкально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бубен, погремушка, колокольчик и др.). Воспитатель на занятии сам должен быть очень активным, эмоциональным, уметь во время игры взять на себя ведущую роль. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель и воспитатель на музыкальных занятиях были партнерами детям. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений. В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны различия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что естественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правильно организованной музыкальной деятельности является ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. с. проявление эмоциональной и музыкальной активности. Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методически грамотно и исходить, прежде всего, от их педагогической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить праздничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в которой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуации много двигаются, выполняют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций. Не должно быть переизбытка материала, .чтобы малыши эмоционально не устали. Важно учитывать психологические и физические возможности детей. Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнакомых людей рядом всегда стресс. Замечено, что после таких мероприятий дети заболевают. Педагоги в первую очередь должны думать только о психологически комфортном состоянии детей Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе - Музыкально-ритмические движения. - Развитие чувства ритма. - Пальчиковые игры. - Слушание музыки. - Подпевание. - Пляски, игры. Музыкально-ритмические движения Задачи: - Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. - Развитие музыкального слуха. - Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки). - Знакомство с элементами плясовых движений. - Формирование умения соотносить движения с музыкой. - Развитие элементарных пространственных представлений. Репертуар: «Разминка». Музыка и слова Б. Макшанцевой «Маршируем дружно». Музыка М. Раухвергера. Слова О. Коробко «Ходим - бегаем». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Френкель «Полет птиц. Птицы клюют зернышки». Музыка Г. Фрида «Воробушки клюют». Музыка М. Карасева «Маленькие ладушки». Музыка 3. Левиной. Слова Т. Мираджи «Вот как мы умеем». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Френкель «Научились мы ходить». Музыка и слова Е. Макшанцевой «Ловкие ручки». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Ю. Островского «Мы учимся бегать». Музыка Я. Степового «Зайчики». Музыка Т. Ломовой «Зайки по лесу бегут». Музыка А. Гречанинова «Гуляем». Музыка и слова Е. Макшанцевой «Где флажки?». Музыка И. Кишко «Стукалка». Украинская народная мелодия «Марш». Музыка В. Дешевова «Птички». Музыка Т. Ломовой «Яркие флажки». Музыка Ан. Александрова. Слова М. Ивенсен «Ай-да!». Музыка и слова Г. Ильиной «Большие и маленькие ноги. Музыка В. Агафонникова. Слова народные «Полянка». Русская народная мелодия «Покатаемся». Музыка А. Филиппенко Развитие чувства ритма Задачи: - Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки. - Ритмично маршировать и хлопать в ладоши.
Репертуар-потешки Пальчиковые игры Задачи: - Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом. - Развивать координацию движений пальцев, кисти руки. - Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов. Репертуар: Слушание музыки Задачи: - Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. - Развитие представлений об окружающем мире. - Расширение словарного запаса. Репертуар: «Осенняя песенка». Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель «Лошадка». Музыка. Е. Тиличеевой. Слова Н. Френкель «Дождик». Музыка Г. Лобачева «Птичка маленькая». Музыка А. Филиппенко «Петрушка». Музыка И. Арсеева «Тихие и громкие звоночки». Музыка Р. Русланова. Слова Ю. Островского «Зима». Музыка В. Карасевой «Песенка зайчиков». Музыка и слова М. Красева «Танечка, бай-бай». Русская народная песня «Жук». МузыкаВ.И Банникова. Слова Ж. Агаджановой «Прилетела птичка». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Ю. Островского «Дождик». Музыка В. Фере. Слова народные «Игра с зайчиком». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой Подпевание Задачи: - Расширение кругозора и словарного запаса. - Формирование активного подпевания. - Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера. - Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.
Репертуар: «Ладушки». Русская народная песенка «Петушок». Русская народная песня «Птичка». Музыка М. Раухвергсра. Слова А. Барто «Птичка». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Зайка». Русская народная мелодия. Слова Т. Бабаджан «Кошка». Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель «Собачка». Музыка М. Раухвергера. Слова Н. Комиссаровой «Пришла зима». Музыка М. Раухвергера. Слова Т. Мираджи «К деткам елочка пришла». Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой «Дед Мороз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Паша елочка». Музыка М. Крассва. Слова М. Клоковон «Кукла». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской «Заинька». Музыка и слова М. Крассва «Елка». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Новогодний хоровод». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Пирожок». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Е. Шмаковой «Пирожки». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской «Спи, мой мишка». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Ю. Островского «Паровоз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Утро». Музыка Г. Гриневича. Слова С. Прокофьевой «Кап-кап». Музыка и слова Ф. Филькенштейн «Бобик». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной «Корова». Музыка М. Раухвергера. Слова О. Высотской «Корова». Музыка Т. Поиагснко. Слова Н. Найденовой «Машина». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Башмаковой «Конек». Музыка И. Кишко. Слова Г. Демченко «Курочка с цыплятами». Музыка М. Красева. Слова М. Клоковой «Птичка маленькая». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой Пляски, игры Задачи: - Формирование активности в играх, плясках. - Развитие чувства ритма. - Формирование элементарных плясовых навыков. - Формирование коммуникативных отношений. - Развитие координации движений. Репертуар: «Сапожки». Русская народная мелодия «Да, да, да!». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Ю. Островского «Гуляем и пляшем». Музыка М. Раухвергера «Догони зайчика». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Ю. Островского «Прогулка и дождик». Музыка М. Раухвергера «Жмурка с бубном». Русская народная мелодия «Веселая пляска». Русская народная мелодия «Кошка и котята». Колыбельная. Игра. Музыка В. Витлина «Пальчики - ручки». Русская народная мелодия «Пляска с листочками». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Плясовая». Хорватская народная мелодия «Вот так вот!». Белорусская народная песня «Игра с мишкой возле елки». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Игра с погремушкой». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Игра с погремушками». Музыка А. Лазаренко. Слова В. Кукловской «Зайцы и медведь». Музыка Т. Попатенко «Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской «Зайчики и лисичка». Музыка А. Филиппенко. Слова В. Антоновой «Мишка». Музыка М. Раухвергера «Игра с мишкой». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой «Фонарики». Музыка Р. Рустамова. Мелодия и слова А. Матлиной. Обработка Р. Рустамова «Прятки». Русская народная мелодия «Где же наши ручки?». Музыка Т. Ломовой. Слова И. Плакиды «Танец снежинок». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой «Я на лошади скачу». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Поссорились - помирились». Музыка Т. Вилькорсйской «Прогулка и дождик». Музыка А. Филиппенко «Игра с цветными платочками». Украинская народная мелодия «Игра с флажком». Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен «Танец с флажками». Музыка Т. Вилькорейской. Слова О. Высотской «Флажок». Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен «Пляска с флажками». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой «Гопачок». Украинская народная мелодия «Прогулка на автомобиле». Музыка К. Мяскова «Парная пляска». Немецкая народная мелодия «Игра с бубном». Музыка М. Красева. Слова Н. Френкель «Упражнение с погремушками». Музыка А. Козакевич «Бегите ко мне». Музыка Е. Тиличеевой «Пляска с погремушками». Музыка и слова В. Антоновой «Приседай». Эстонская народная мелодия. Слова Ю. Энтина «Очень хочется плясать». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой «Танец с куклами». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой «Покатаемся». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой «Полька зайчиков». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое построение. 1. Приветствие Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально - ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих жестов, придумывать приветствие самостоятельно. 2.Музыкально-ритмические движения Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движении: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием. 3.Развитие чувства ритма. Музицирование Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух. 4.Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-с - мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу- гем - мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения. 5.Слушание музыки Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что одни из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у детей любимым. 6.Распевание, пение Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки - распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий. 7. Пляски, игры, хороводы Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей - это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.
2-я младшая группа Музыкально-ритмические движения Задачи: 1. Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога. 2.Ориентироваться в пространстве. 3.Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога. 4.Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка». 5.Маршировать, останавливаться с концом музыки. 6.Неторопливо, спокойно кружиться. 7.Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики. 8.Выполнять притопы. 9.Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие (марш и бег). 10. Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.).
Репертуар: «Ножками затопали». Музыка М. Раухвергера «Птички летают». Музыка А. Серова «Зайчики». Музыка К. Черни; Е. Тиличеевой; М. Раухвергера «Фонарики». Русская народная мелодия «Ай-да!». Музыка и слова Г. Ильиной «Кто хочет побегать?». Литовская народная мелодия; музыка Л. Вишкарева «Птички летают и клюют зернышки». Швейцарская народная мелодия «Погуляем». Музыка Т. Ломовой Упражнение для рук. «Вальс». Музыка А. Хачатуряна; польская народная мелодия «Петушок». Русская народная прибаутка Упражнение с лентами. Болгарская народная мелодия Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия «Марш». Музыка Э. Парлова «Кружение на шаге». Музыка Е. Аарне Упражнение для рук. «Стукалка». Украинская народная мелодия «Большие и маленькие ноги». Музыка В. Агафонникова «Большие и маленькие птички». Музыка И. Козловского «Мишка». Музыка В. Раухвергера «Марш и бег». Музыка Е. Тиличеевой «Марш». Музыка Ю. Соколовского «Бег и махи руками». Музыка А. Жилина Слушание музыки Задачи: - Различать музыкальные произведения по характеру. - Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая). - Различать дв 17 мая 2017 в 14:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.