ДОУ
Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет «Весёлые ладошки»Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет «Весёлые ладошки» 1.1. Пояснительная записка Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь. Нормативно-правовая основа разработки программы. · Федеральный закон от 29.12.2012 3 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». · Приказ Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» · Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Санитарно--эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидимеологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» · Устав Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребёнка – Детский сад № 125 «Лесная сказка» г. Орска». Направленность и практическая значимость программы. Направленность: художественно-эстетическая. Новизна и значимость: использование новых методик для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, самостоятельности, чувства ритма путём экспериментирования со звуком, игре на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) - это один из видов детской исполнительской деятельности. В процессе игры на ДМИ совершенствуется эстетическое воспитание и эстетические чувства ребёнка. Она способствует развитию волевых качеств: выдержке, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости, а также развитию памяти и умению концентрировать внимание. Программа реализуется в ДОО, осуществляющей дошкольное образование детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования детей от 4 до 7 лет. Использование данной программы удовлетворяет потребности и запросы всех участников образовательного процесса: · Потребности детей в дополнительных занятиях, · Потребность педагогов в расширении рамок основной образовательной программы и усиление её за счет дополнительного курса. · Запрос родителей (законных представителей) воспитанников на качественную подготовку к школьному обучению и развитие у них творческих музыкальных способностей, всестороннее развитие личности ребёнка. Срок обучения-3 года. Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр). 1.1.1. Цель и задачи программы Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов. Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений. 1-й год обучения (средняя группа) На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
2-й год обучения (старшая группа) На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений. З-й год обучения (подготовительная к школе группа). На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры на ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь). 1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Программа «Весёлые ладошки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Основной принцип музыкального воспитания – опора на желание дошкольников. Вариативность в разучивании материала играет очень большую роль. Во-первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения, ритма музыки. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинают творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения. Программу отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат мною прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах. Программа предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала: - иллюстрации и репродукции; - дидактический материал; - малые скульптурные формы; - игровые атрибуты; - музыкальные инструменты; -аудио- и видеоматериалы; - игрушки. Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Следующий принцип – целостный подход в решении педагогических задач. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. 1.1.3. Значимые характеристики в реализации программы Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет, Художественно-эстетическое развитие Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет, Художественно-эстетическое развитие Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение. 1.2.планируемые результаты очвоения программы Промежуточные результаты освоения программы Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе занятий, во время которых музыкальный руководитель фиксирует уровень навыков детей.. В рамках программы дополнительного образования диагностика проводится по основным параметрам: · Чувство ритма. · Игра на детских музыкальных инструментах Форма проведения: групповая и индивидуальная. Оценка уровня развития (по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием); 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием). При проведении диагностики в условиях занятий по дополнительному образованию рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы
Старшая группа 1. чувство ритма: а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки; б) проявляет творчество (придумывает свои движения); в) выполняет движения эмоционально. г) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы; д) умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах. 2.игра на детских музыкальных инструментах: а) проявляет активность б) проявляет желание солировать. в) знает детские музыкальные инструменты, играет ритмично Подготовительная группа 1.Чувство ритма: а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки; б) проявляет творчество; в) выполняет движения эмоционально; г) ориентируется в пространстве; д) выражает желание выступать самостоятельно. 2. Игра на детских музыкальных инструментах: а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы; б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах; в) умеет держать ритм. г) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет; проявляет стремление передать характер музыкального произведения, его ритм; в) различает двухчастную форму; г) различает трехчастную форму; д) проявляет желание музицировать. 2. Содержательный раздел программы2.1 Описание образовательной деятельности, представленной в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
2.1.1. Раздел «ЧУВСТВО РИТМА» - развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; - обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения; наиболее яркими средствами музыкальной выразительности; - развитие пространственных и временных ориентировок; - -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; - -развитие художественно-творческих способностей. 2.1.2. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, - становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. - развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. - 2.1.3. Раздел «ИГРА, ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» - развивать способность творческого воображения при восприятии музыки; - способствовать активизации фантазии ребенка, - развивать стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла; - развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах. В течение года обучения игре на детских музыкальных инструментах дети должны: - ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на инструменте, позволяющими продолжить обучение на более сложном инструменте. — быть собранными и внимательными на занятиях — уметь слышать свои ошибки и исправлять их; — обладать навыками оркестровой игры. - несколько произведений. В концертном варианте представить 2-4 номера. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводится одно занятие во вторую половину дня. Занятия Занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое построение. Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. 1) Вступительная часть. Приветствие Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально - ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих жестов, придумывать приветствие самостоятельно. 2) Основная часть Развитие чувства ритма. Музицирование Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух. 3) Заключительная часть. игра. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание посещать их. 1. Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры. 2. Репетиционно-концертные занятия - это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров. З.Игровые занятия - это дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и развитие творческого потенциала.
Перспективный план занятий по дополнительной программе:
1. Вводное занятие. Понятие об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития шумового оркестра, а также русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности. 2. Работа над пьесами Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком. 3. Сводный оркестр. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им. 4. Концертная деятельность. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера. 5. Итоговое занятия. Участие в концертах на праздниках, перед родителями. Учебный план
Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах. 1. Словесный(рассказ, объяснение) . 2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) . 3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) . 4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) . 5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.) 6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование. Интеграция с другими образовательными областями
Формы работы по музицированию детей 4-7 лет
Раздел «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА»
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
3. Организационный раздел3.1. Описание материально-технического обеспечения программы ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Печатные учебные издания по дополнительной образовательной услуге программы 1.Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя – Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. 2.Ветлугина Н.А, Кенеман А.В.Теория и методика музыкального воспитания – М: «Просвещение», 1983 г. 3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах – М.: «Просвещение», 1990 г. 4. Радынова О.П. Слушаем музыку. Книга для воспитателей и музыкальных руководителей. Детского сада – М.: «просвещение», 1990 г.
Методические издания по дополнительной образовательной услуге программы по музыкальному развитию детей «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А. Новоскольцевой 5.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» (программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста для всех возрастных групп) – Издательство «Композитор» - Санкт-Петербург, 2002 г. 6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальный занятий для всех возрастных групп с аудиоприложением - Издательство «Композитор» - Санкт-Петербург, 2009 г. 7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Я живу в России» – Издательство «Композитор» - Санкт-Петербург, 2006 г. 8. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Рождественнские сказки» -Невская нота, Санкт-Петербург, 2012 г. 9.Каплунова И.М. «Необыкновенные путешествия» - Невская нота, Санкт-Петербург, 2012 г 10.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Цирк, цирк, цирк!» - Издательство «Композитор» - Санкт-Петербург, 2005 г. 11. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Мы играем, рисуем, поём». Комплексные занятия в детском саду. – Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2004 г. 12. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Музыка и чудеса» Музыкально-двигательные фантазии - Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2000 г. 13. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И. «Топ-топ, каблучок» Танцы в детском саду, 1 часть -- Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2005 г. 14.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И. «Топ-топ, каблучок» Танцы в детском саду, 2 часть - Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2005 г. 15.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Пойду туда, не знаю куда» Осенние праздники на основе фольклора- Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2005 г. 16. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Весёлые досуги» - Невская нота, Санкт-Петербург, 2011 г. 17 Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник шаров» - Невская нота, Санкт-Петербург, 2011 г. 18. Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр» Методическое пособие с аудио и видео приложениями, 1-2 часть - Невская нота, Санкт-Петербург, 2013 г 19.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006). 20. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.) 21. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.) 18 сентября 2017 в 18:58
Прикреплённые файлы:Документ: Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет «Весёлые ладошки» Описание файла:Файл называется: programa-vesyolye-ladoshki_0gnb4.docx Это официальный файл организации «ДОУ», в нём содержится Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет «Весёлые ладошки». Размер файла: 0,08 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.